Управление автомобилем в значительной мере облегчает и упрощает коробка-"автомат", однако, как и любой другой агрегат, АКПП требует к себе особого, можно сказать, трепетного отношения. За комфорт нужно платить вниманием, строгим соблюдением элементарных правил эксплуатации, обслуживания, и тогда автовладелец будет вправе рассчитывать на то, что АКПП будет работать долго, безотказно и эффективно. И наоборот: несоблюдение правил управления автомобилем с АКПП может вдвое, а то и втрое уменьшить потенциальный ресурс автоматической коробки. Так как же избежать проблем при эксплуатации автомобиля с АКПП?
Лучшая АКПП – прогретая АКПП
Мало кто знает, что вместе с остывшим двигателем следует прогревать и автоматическую коробку передач. Как это делается? После запуска мотора нужно, нажав педаль тормоза, последовательно переводить селектор режимов от начального до последнего положения (от P до L), и в обратном порядке, задерживаясь в каждом режиме на пару секунд. Масло разойдётся во все необходимые узлы и пакеты, после чего можно выезжать.
Рывки не приветствуются
Во время движения, особенно, в самом начале, следует избегать рывков и больших оборотов, что будет полезным, как для АКПП, так и для двигателя. Через несколько минут движение можно продолжать в обычном режиме, но также избегая резких стартов и ускорений. Обычный режим движения - в положении D, во время остановок селекторный рычаг рекомендуется не трогать, удерживая педаль тормоза. Если автомобиль останавливается, боле, чем на несколько секунд, рычаг селектора переводится в режим P. Переключать режимы следует только после того, как автомобиль остановился, с нажатой педалью тормоза. Ощущение плавного толчка при этом означает: режим установлен, можно прекратить торможение и начать движение.
«Автомат» «нейтралке» не товарищ
При движении накатом, под горку, или при остановке включать нейтральную передачу (режим N) ошибочно. В нейтральном режиме вообще не нужно задерживаться: в срабатывании автоматики нет никакой необходимости. Даже в инструкциях по эксплуатации автомобилей с «автоматом» производитель это подчёркивает: в положении N низкое давление, а с малым количеством смазки фрикционы могут начать подгорать.
Передвигаться задним ходом следует до полной остановки, а уже потом, нажав на педаль тормоза, перевести рычаг селектора в положение D, дождавшись его переключения, продолжать движение вперёд. Точно также при необходимости движения задним ходом не рекомендуется сразу переводить рычаг в положение D после движения вперёд. Нужно дождаться, когда автомобиль остановится, не прекращая торможение. В противном случае, необдуманные действия могут привести не только к повреждениям шестерёнок и фрикционов, но даже и к поломке картеров АКПП. Если автомобиль застрял, следует включить режим L, и попробовать использовать педаль тормоза, как сцепление. Колёса будут вращаться медленно, и, возможно, машина начнёт продвигаться. Тогда педаль тормоза отпускают и постепенно прибавляют газ.
Парковка на склоне
Чтобы припарковать автомобиль с АКПП на склоне, необходимо удерживая тормоза, перевести рычаг акселератора в режим N и применить стояночный тормоз. Затем нужно ногу с педали тормоза убрать, машина при этом слегка двинется вперёд. Селекторный рычаг переводится в положение P. Такая последовательность действий при парковке на склоне позволит избежать увеличения нагрузки на блокировку вала «автомата». Чтобы начать движение, не отпуская педаль тормоза, следует перевести селектор в положение D, снять машину со стояночного тормоза, а потом снять ногу с педали тормоза.
Буксировка нежелательна
Машину с автоматической коробкой передач не рекомендуется заводить ни «с толкача», ни при помощи буксира. При севшем аккумуляторе владельцу автомобиля с АКПП наиболее безопасно завести его с помощью проводов или устройства, которое зарядит аккумуляторную батарею. Буксировка осуществляется лишь в крайних случаях, на расстояние, не большее, чем 50 км. Двигатель при этом должен быть заведён, а рычаг коробки-«автомата» установлен в положение N. Но, как утверждают специалисты и производители автомобилей с АКПП, в таких ситуациях лучше воспользоваться услугами эвакуатора. Во всяком случае, это будет дешевле, чем ремонт «автомата». Не рекомендуется автомашину с АКПП использовать для буксировки другого автомобиля, поскольку возможен перегрев трансмиссионного масла. Но если всё-таки, ситуация безвыходная, то необходимо учесть, что буксируемый автомобиль должен быть меньшей или такой же массы. С буксиром движение производится в режиме 2 или L, со скоростью, не превышающей 40 км/ч.
Изучить и выполнять!
Владелец автомобиля с АКПП должен понимать, что при таком огромном количестве ограничений, запретов и рекомендаций, все свои действия необходимо продумывать. А для этого нужно изучить и запомнить инструкции к эксплуатации для конкретного типа коробки передач. Правил не так уж и много: также, как и двигатель, прогревать коробку-"автомат", на ходу не менять режимы селектора, не осуществлять движения на нейтральной скорости, не буксовать и не буксировать другие тяжёлые машины. Выполнение этих рекомендаций позволит эксплуатировать автоматическую коробку передач максимально комфортно и длительно.